Через детские сады сегодня проходит больше половины всех дошкольников: не у всех работающих родителей есть возможность оставлять ребенка дома с бабушкой или няней, а некоторые мамы и папы уверены в пользе ранней социализации. Каким должно быть дошкольное образование, объясняет ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Владимир Загвоздкин.
Традиционно было принято считать, что развитие детей раннего и дошкольного возраста происходит путем передачи взрослыми и усвоения детьми содержания образовательной программы, подобно тому как это происходит в школе. Поэтому программы дошкольного образования были сосредоточены в основном на деятельности взрослого, обучавшего детей, по транслированию воспитанникам определенного содержания.
При этом собственные интересы и опыт ребенка, естественно, учитываться не могли, не говоря уже об индивидуальных особенностях и различиях в уровне развития между детьми одного возраста.
Задача — создание благоприятной среды
Залогом здорового личностного развития и появления у ребенка тяги к игре и познанию мира вокруг является его психологическое благополучие. Переход от простой передачи знаний к обеспечению эмоционального и психологического благополучия требует переосмысления как сущности образовательного процесса, так и роли воспитателя.
От чего зависит психологическое благополучие ребенка в детском саду
Однако психологическое благополучие возможно только на основе надежной привязанности, которая формируется у ребенка к близким взрослым в первые годы жизни. Такие же доверительные отношения необходимо создать и в детском саду.
Характеристики здорового развития личности — базовое доверие к миру, позитивная самооценка — невозможны без надежных отношений между каждым ребенком и его воспитателями.
Это значит, что установление отношений привязанности ребенка хотя бы к одному из постоянных воспитателей становится центральной задачей образовательно‐воспитательной работы в детском саду. Особенно актуальна эта задача в период адаптации ребенка к новой обстановке.
Зачем ребенку нужен близкий взрослый в детском саду
Теория привязанности является базовой для образования и ухода за детьми раннего и дошкольного возраста и составляет основу современных образовательных программ для будущих родителей, подготовки воспитателей яслей, детских садов и нянь во всем мире.
В присутствии близкого взрослого, с которым у ребенка установлены отношения надежной привязанности, он чувствует себя в безопасности. Нарушение этих отношений наносит ребенку травму и ведет к психологическим (неврозы, личностные расстройства) или даже к психическим нарушениям. Поэтому первая задача родителей или любого взрослого, ухаживающего за ребенком или обучающего его, — установить и поддерживать с ним подобные отношения.
Такой ребенок способен открыто проявлять свои чувства, в том числе в условиях эмоциональных нагрузок. Отсутствие страха позволяет ему непринужденно играть и спонтанно исследовать окружающий мир.
Источник: Растимдетей.рф